Основы вероучения церкви
Библия
Библия – это уникальная книга, являющаяся Словом Божьим, откровением Бога человечеству.
«…имеем вернейшее пророческое слово… изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым»(2Пет.1:19-21).
«Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых»(Пс.118:130).
«Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, принявши от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас верующих» (1Фес.2:13).
«Но слово Господне пребывает в век. А это то слово, которое вам проповедано»(1Пет.1:25).
Библия является единственно верным источником, который в достаточной мере раскрывает сущность Бога, показывает отношение Бога к человеку и разъясняет, каким образом человек может обрести общение с Создателем.
«И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в тёмном месте, доколе не начнёт рассветать день и не взойдёт утренняя звезда в сердцах ваших»(2Пет.1:19).
«Освяти их истиною Твоею; слово Твоё есть истина»(Ин.17:17).
«Ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни»(Прт.6:23).
Библия состоит из 66 книг: 39 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета, которые составляют канон Священного Писания и в равной степени являются Словом Божьим.
«Всё Писание богодухновенно…»(2Тим.3:16).
«Чтобы вы помнили слова, прежде речённые святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими…»(2Пет.3:2).
«БывшиутвержденынаоснованииАпостоловипророков,имеяСамогоИисусаХристакраеугольнымкамнем…»(Еф.2:20).
Библия – богодухновенная книга. Это означает,что:
Она имеет Божественное происхождение.
«И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем».(Исх.34:27)
Она написана святыми людьми под сверхъестественным воздействием Духа Святого. Авторы, подчиняясь Его водительству, записали Божественную волю, поэтому тексты Библии в точности соответствуют тому, что Бог желал выразить вней.
«Всё Писание богодухновенно…»(2Тим.3:16).
«Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым»(2Пет.1:21).
«И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего»(Откр.10:4).
«То, что видишь, напиши в книгу…»(Откр.1:11).
Авторы, находясь под водительством Духа Святого, были в совершенном осознании происходящего и в полной мере использовали свои творческие способности, поэтому каждая книга содержит личностные, уникальные, индивидуальные черты самого автора.
«Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным»(1Кор.2:13).
Богодухновенными являются оригинальные тексты Библии, копии и переводы только в той мере, в которой они сохраняют смысл оригинального текста.
Библия – авторитетная книга, обладающая высшим правом определять, в кого верить и по каким нормам жить.
«Основание слова Твоего истинно, и вечен всякий суд правды Твоей»(Пс.118:160).
«Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что внейнаписано:тогдатыбудешьуспешенвпутяхтвоихибудешьпоступатьблагоразумно»(Иис.Нав.1:8).
«Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен»(2Тим.3:16-17).
Библия – безошибочна, т.е. содержит достоверную информацию, не имеет ошибок научного и исторического характера и непогрешимо выполняет своё назначение: приводит человека к подлинному богопознанию и личному общению с Богом.
«Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых; повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи»(Пс.18:8-9).
«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам»(Иоан.14:21).
Библия – действенная книга, которая оказывает существенное влияние на человека, убеждая его в верности Божественной истины и преображая его личность.
«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные»(Евр.4:12).
«Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия»(Рим.10:17).
«Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых»(Пс.118:130).
Библия – достаточна, т.е. в полной мере раскрывает нам сущность Бога и учит всему, что необходимо дляспасения.
«Сиеженаписано,дабывыуверовали,чтоИисусестьХристос,СынБожий,и,веруя,имелижизньвоимяЕго»(Ин.20:31).
«Посему, отложивши всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души»(Иак.1:21).
«Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса»(2Тим.3:15).
Достаточность Библии указывает на то, что:
Она не нуждается в доктринальном развитии и в каких-либо дополнениях новымикнигами,откровениями или традициями.
«Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что благовествовали вам, да будет анафема»(Гал.1:8).
«И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей»(Откр.22:18-19).
«Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того…» (Втор.4:2; см. такжеПрт.30:6).
Путь спасения, изложенный в Библии, является полным и совершенным.
«ИсследуйтеПисания,ибовыдумаетечрезнихиметьжизньвечную;аонисвидетельствуютоМне»(Иоан.5:39).
«Вникайвсебяивучение;занимайсясимпостоянно:ибо,такпоступая,исебяспасешьислушающихтебя»(1Тим.4:16).
Она содержит учение, которое помогает верующему в следовании за Господом и возрастании в познании Его.
«Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять всё, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Иис.Н.1:8)
«Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен»(2Тим.3:16-17).
В ветхом Завете более 3800 заявлений о том, что Писания – это слово Господне (см.Ис.43:1; Иер.11:1; 30:2; Ос.1:1; Иоил.1:1 и др.).
Слово «библия» греческого происхождения βιβλια[biblia], означающее «книги».
Ветхий Завет повествует о сотворении мира, о грехопадении, о возникновении и истории Израильского народа, а также о нравственных законах и богослужебной практике, данных Израилю Богом на горе Синай.
Новый Завет описывает земное служение Иисуса Христа, Его страдания, смерть и воскресение, рассказывает об истории Первой Церкви и раскрывает христианское учение. Поэтому Ветхий Завет нужно изучать и истолковывать в свете Новозаветных Писаний. «Но умы их (о евреях, — примеч.) ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остаётся неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом» (2Кор.3:14).
Κανον[kanon] – это книги Библии, которые соответствуют стандарту богодухновенности. Составление Ветхого Завета, скорее всего, было завершено Ездрой в V в. до Р.Х. В канон Нового Завета вошли книги общепризнанные Церковью того времени. Формирование канона шло медленно и в основном завершилось к 175 г.по Р.Х., хотя в отношении некоторых книг еще велась полемика. Собор в Карфагене в 397 году одобрил канон Нового завета из 27 книг. К 500 году канон Нового Завета сформировался окончательно.
Оригинальным языком Ветхого Завета был древнееврейский, а Нового Завета – греческий язык (койне, общепринятый разговорный греческий язык).
Авторитет Библии вытекает из её богодухновенности.
Возраст Библии составляет более 3,5 тысяч лет. Она писалась на протяжении 1600 лет (ок.1500 лет до Р.Х. и ок.100 лет после Р.Х.), и писали её более сорока авторов, людей разного происхождения, социального положения и исторического периода. Несмотря на это, в ней содержится единая система вероучения, единый нравственный стандарт и единый план спасения.
Бог
Бог – это высшая, разумная, бесконечная, вечная, духовная и совершенная Сущность, представляющая Собой единство Трёх извечно существующих Личностей, по Своей свободной воле сотворившая видимый и невидимый мир, давшая начало всему существующему и управляющая всем Своим творением.
Бог — Единый в сущности (природе), Вечный Дух, Истинный, Неизменный, Святой существующий вечно в Трех Личностях (Ипостасях) Отца, Сына и Святого Духа и открывающий Себя человеку как Святая Троица, Промыслитель и Управитель мира, сотворивший все сущее из ничего, и искупивший человечество от греха и смерти. Втор. 6:4; Ис. 43:10-11; Мф. 28:19; Лк. 3:22
«…Которого владычество — владычество вечное, и Которого царство — в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: что Ты сделал?»(Дан.4:31,32).
«Бог есть дух…»(Ин.4:24).
«Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил всё, и всё по твоей воле существует и сотворено»(Откр.4:11).
Бог Непознаваемый, т.е. человек сам не может познать Бога, но Бог сделал Себя доступным для познания. Благодаря этому, человек может познавать Бога, но познать Его во всей полноте невозможно в силу ограниченности человеческой сущности.
«Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?»(Иов.11:7).
«Вот, Бог велик, и мы не можем познать Его; число лет Его неисследимо»(Иов.36:26).
Бог открывает Себя через:
Творение – сотворенный мир во всем его разнообразии и гармонии.
«Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им; ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим.1:19-20).
«Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь»(Пс.18:2).
Священное Писание–письменный источник, излагающий волю Божью для человечества.
«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне»(Ин.5:39).
Боговоплощение – явление миру Сына Божьего в человеческом теле.
«Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил»(Ин.1:18).
«Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего; и отныне знаете Его и видели Его. Видевший Меня видел Отца…»(Ин.14:7,9).
Сверхъестественные проявления – способы Божьего Откровения, неподдающиеся объяснению с точки зрения логики или физических законов.
«Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Пётр отвечая сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах…»(Мф.16:15-17).
«Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна»(Деян.9:3-5).
Бог – Единый – Единственный, кто по праву может назвать Себя Богом, потому что Им является, а также в том смысле, что нет другого Бога, кроме Него.
«Слушай, Израиль: Господь Бог наш, Господь един есть» (Втор.6:4).
«…нет иного Бога, кроме Единого» (1Кор.8:4).
«Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь» (1Тим.1:17).
Личностный – обладающий всеми характеристиками, присущими личности:
Разумом:
«Разум Его неизмерим»(Пс.146:5).
«Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?»(Рим.11:34).
Волей:
«…всё по Твоей воле существует и сотворено»(Откр.4:11).
«В Нём мы сделались наследниками, бывши предназначены к тому по определению Совершающего всё по изволению воли Своей»(Еф.1:11).
Чувствами:
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную»(Ин.3:16).
«ГосподьТвойсредитебя:Онсиленспаститебя;возвеселитсяотеберадостью,будетмилостивпо любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием» (Соф.3:17).
«Господь… восскорбел в сердце Своём»(Быт.6:6).
Дух – не обладает физической природой, не имеет какой-либо формы или тела, неявляется ни мужчиной, ни женщиной и не имеет пола.
«Бог есть дух»(Ин.4:24).
«Дух плоти и костей не имеет…»(Лк.24:39).
Невидимый – никто из людей никогда не видел Бога во всей полноте и не сможет увидеть Его.
«Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь»(1Тим.6:16).
«…И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых»(Исх.33:18-20).
«Бога никто никогда не видел…»(1Ин.4:12).
Несмотря на то, что Бог невидимый, он может являть Себя человеку в видимых образах и формах. Такой способ откровения называется Богоявлением. Но и в этом случае человек мог видеть лишь Его явление, а не Сущность Божества во всей полноте.
«ИнарёкИаковимяместу:Пенуэл;ибо,говорилон,явиделБогалицемклицу,исохраниласьдушамоя»(Быт.32:30,24-32).
«Потом взошёл Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное. …Они видели Бога, и ели, и пили»(Исх.24:9-11).
«В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом, и края риз Его наполняли весь храм» (Ис.6:1 идал.).
Величайшим явлением Бога человечеству является Иисус Христос, Сын Божий, Который через воплощение раскрыл характер Бога.
«Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил»(Ин.1:18).
«Иисус сказал ему:…видевший Меня видел Отца…»(Ин.14:9).
Бог запретил изображать Себя, потому что в человеческом опыте и во вселенной нет того, что могло бы отразить Его Сущность, и чтобы человек не поклонялся изображениям, уподобляя творение Творцу.
«Кому уподобите Меня, и [с кем] сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны?»(Ис.46:5).
«Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой- либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; дабы ты, взглянув на небо, и увидев солнце, луну и звёзды и всё воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом»(Втор.4:15-19).
Вечный – Бог существовал всегда и никогда не перестанет существовать. Он существует вне времени, которое является частью Его творения, и не зависит от него.
«…по повелению вечного Бога…»(Рим.14:25).
«…и от века и до века Ты – Бог. …И пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи»(Пс.89:3,5).
Библия называет Его «Безначальным», «Сущим» и «Бессмертным»
«Я написал вам отцы, потому что вы познали Безначального…»(1Ин.2:14).
«Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий»(Исх.3:14).
«Царь царствующих и Господь господствующих, Единый имеющий бессмертие…»(1Тим.6:15-16).
Блаженный – Он удовлетворён тем, Кто Он есть, и тем, что Он творит, и Сам является единственным источником истинного блаженства, во всей полноте и совершенстве.
«КотороевсвоёвремяоткроетблаженныйиединыйсильныйЦарьцарствующихиГосподьгосподствующих»(1Тим.6:15).
«По славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено»(1Тим.1:11).
Независимый – Никто и ничто не может повлиять на Бога. Бог – самодостаточен, и не нуждается ни в ком, и ни в какой части творения и все же, мы люди и все остальное творение можем прославлять Его и доставлять Ему радость.
Пс.49:10-12, Иов.41:3, Ис.43:7, Соф.3:17-18.
«Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все»(Деян.17:24,25).
«…кто дал Ему наперёд, чтобы Он должен был воздать? Ибо всё из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь»(Рим.11:34-36).
«Всё по Твоей воле существует и сотворено»(Откр.4:11).
«В Нём мы сделались наследниками, бывши предназначены к тому по определению Совершающего всё по изволению воли Своей»(Еф.1:11).
Вездесущий – Бог одновременно присутствует в каждой точке пространства, и ни одна точка пространства не может вместить Его во всей полноте. При этом Бог по-разному проявляет Себя в различных точках пространства в разное время.
«Иду ли я, отдыхаю ли, Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою. Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя поведёт меня, и удержит меня десница Твоя»(Пс.138:3,5,7-12).
«Разве Я – Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, гдеЯневиделбыЕго?ГоворитГосподь.НенаполняюлиЯнебоиземлю?ГоворитГосподь»(Иер.23:23-24).
«И всё покорил под ноги Его, и поставил его выше всего, главою Церкви, которая есть тело его, полнота Наполняющего всё во всём»(Еф.1:23).
«И Он есть прежде всего, и всё Им стоит»(Кол.1:17).
Пронизывая Собой вселенную, Бог не сливается с ней, поэтому ни какая её часть не может считаться божественной
«Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил»(3Цар.8:27).
Всемогущий – Бог способен вершить Свою волю, потому что Ему подвластно всё в творении и нет ничего невозможного для Него.
«Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий»(Быт.17:1).
«Вот, Я – Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня?»(Иер.32:27).
«Поднимите глаза ваши на высоту небес, и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счётом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает» (Ис.40:26-28).
Всеведущий / Всезнающий – Бог знает все, что есть, было, будет и могло бы быть. Знает это как один простой акт.
«…ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены»(1Цар.2:3).
«Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. …и все пути мои известны Тебе. Ещё нет слова на языке моём, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно»(Пс.138:2,4,6).
«Разумеешь ли равновесие облаков, чудное дело Совершеннейшего в знании»(Иов.37:16).
«Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись. …ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня» (Мф.11:21, 23; см. также1Цар.23:10-13).
Неизменный – Бог не изменяется в Своей Сущности, качествах, сознании и воле, не изменяет Свои планы, цели и намерения.
«… у Которого нет изменения и ни тени перемены»(Иак.1:17).
«Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет, и не сделает? Будет говорить, и не исполнит»(Чис.23:19).
«Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились»(Мал.3:6).
Бог может изменять планы относительно конкретной личности или народа, в зависимости от человеческих решений, выбора и действий, но это не противоречит Его неизменной природе.
«Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность, и сделает неправду, то все праведные дела его не помянутся, – и он умрет от неправды своей, какую сделал. А когда скажу беззаконнику: «ты смертью умрешь», и он обратится от грехов своих и будет творить суд и правду… – то он будет жив, не умрет»(Иез.33:13-15).
«Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его» (Иер.18:7-10).
«И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ионы 3:10; см. также Быт.6:6;4Цар.20:1-11)
Верный – Он всегда исполнял и будет исполнять то, что Он обещает, и делать то, о чём говорит, поэтому на Него можно положиться.
«Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие»(1Фес.5:24).
«Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может»(2Тим.2:13).
Мудрый – Бог избирает самые лучшие цели и самые лучшие средства для достижения этих целей, поэтому все Его действия и решения являются самыми лучшими.
«…ибо у Него мудрость и сила; Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей, даёт мудрость мудрым и разумение разумным…»(Дан.2:20-21).
«Единому премудрому Богу честь и слава…» (Иуд.25;1Тим.1:17).
«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!»(Рим.11:33).
Божья мудрость явлена в сотворении мира и в искуплении человечества.
«Всё соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих» (Пс.103:24; см. также Прт.8гл.).
«От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением»(1Кор.1:30).
Праведный – Он нравственно совершен и чист в Своей Сущности и действиях.
«Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нём; Он праведен и истинен»(Втор.32:4).
«Повеления Господа праведны, веселят сердце»(Пс.18:9).
«Во всём постигшем нас, Ты праведен, потому что Ты делал по правде, а мы виновны»(Неем.9:33).
Справедливый – беспристрастный в Своих требованиях, суде и воздаянии по отношению к каждой личности.
«Все повеления Твои, все признаю справедливыми»(Пс.118:128).
«Ибо нет лицеприятия у Бога»(Рим.2:11).
«Но, по упорству Твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его…»(Рим.2:5-6;см.такжеРим.3:5-6).
Святой – Бог обособлен от всякого нравственного зла и отделён от всего, что противоречит и не согласуется с Его природой.
«И взывали они друг к другу, и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!»(Ис.6:3).
«Ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят»(1Пет.1:16).
Гнев Божий – это бесконечная ненависть Бога ко греху и Его готовность наказать всякого делающего грех.
«И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он – жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их…»(Исх.32:9-10).
«Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою»(Рим.1:18).
«Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём»(Ин.3:36).
Ревнитель – Он небезразлично относится к представлению человечества о Своей Сущности, т.к. искаженные понимания о Боге удаляют человека от Него.«Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его – «ревнитель»; Он – Бог Ревнитель»(Исх.34:14).
«…сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов.42:7 и дал.).
«Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?»(Иак.4:5)
Долготерпеливый – Бог не спешит наказывать тех, которые живут греховной жизнью, ожидая от них искреннего раскаяния.
«…но Ты Бог, любящий прощать, благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и Ты не оставил их…»(Неем.9:17).
«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию»(2Пет.3:9).
Благой / Добрый – Бог единственный источник всего доброго и эталон доброты.
«Никто не благ, как только один Бог…»(Мф.19:17).«Всякое даяние доброе и всякий дар, совершенный нисходит свыше, от Отца…»(Иак.1:17).
«Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду»(Иер.29:11).
«…ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45; см. также Мф.7:11; Пс.106:1; Деян.14:17; Быт.50:20;Рим.8:28).
Любовь – это совокупность совершенств Божьей природы, выраженная в добровольной привязанности Бога к человеку и бескорыстном, жертвенном отношении к нему.
«Бог есть любовь»(1Ин.4:8).
«Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства»(Кол.3:14).
«Господь, Господь, Бог человеколюбивый…»(Исх.34:16).
Величайшим проявлением Божьей любви стала жертва Иисуса Христа на Голгофе, ради искупления мира.
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»(Ин.3:16).
«НоБогСвоюлюбовькнамдоказываеттем,чтоХристосумерзанас,когдамыбылиещёгрешниками»(Рим.5:8).
Милосердный – Он заботится о нуждающихся и страдающих, проявляя Своё попечительство в своевременной помощи и в нежном и любящем сострадании к ним.
«Господь весьма милосерд и сострадателен»(Иак.5:11).
«По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось; оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!»(Плач.3:22-23).
Кроткий – Бог с вниманием относится к человеку и никогда не порабощает его волю, предоставляя возможность самостоятельно делать выбор, кому поклоняться и каким образом жить.
«Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия…»(Рим.2:4).
«…Я не заставлял тебя служить Мне хлебным приношением и не отягощал тебя фимиамом»(Ис.43:23).
«…ибо Я кроток и смирен сердцем…» (Мф.11:29; см. такжеОткр.3:20).
Совершенный – Бог не имеет никаких недостатков и обладает всеми Своими качествами во всей полноте, являясь, таким образом, единственным эталоном совершенства.
«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»(Мф.5:48).
«Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы»(1Ин.1:5).
Еврейское существительное «элохим», переведённое как «Бог», стоит во множественном числе и употребляется с прилагательными и глаголами единственного числа. Буквально это слово означает «боги» («…сотворил Боги небо и землю»), что подразумевает не одну, а несколько Личностей Божества.
Сущность или Субстанция означают живую действительность, существо, а не просто идею, принцип или нечто неодушевленное.
Откровение – это акт Божий, которым Он раскрывает Себя или сообщает истину Своему творению. Откровения Божьи являются основанием для доказательства Его существования.
Единство Бога не отвергает Его Троичности, но отражает совершенное единство и нераздельность Личностей Троицы, Которые существуют как один Бог.
Способность к рассуждению, принятию решений, самоопределению, порядок, гармония и целесообразность в творении также характеризуют Бога как Личность разумную.
В Библии есть выражения, которые представляют Бога, как будто у Него есть части тела: руки (Ис.65:2), ноги (Деян.2:49), глаза (3Цар.8:29), уши (Пс.33:16). Это символические образы, которые помогают нам представлять Бога и понимать Его действия.
В отличие от человеческого гнева, Божий гнев не является отрицательной стороной Божьей природы, поскольку Его гнев всегда справедливый, открывает человеку Божью праведность и сдерживает растление мира (см. Иак.1:20; Неем.9:39). Гнев Божий необходимо рассматривать совместно с Божьей святостью, праведностью, справедливостью и милосердием.
Триединство
Триединство (Троица) – это извечное единство трёх нераздельно существующих Личностей Бога: Отца, Сына и Святого Духа, — каждая из Которых по Своей природе является Богом.
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему…»(Быт.1:26).
«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа»(Мф.28:19).
«БлагодатьГосподанашегоИисусаХриста,илюбовьБогаОтца,иобщениеСвятогоДухасовсемивами.Аминь»(2Кор.13:13).
Личности Троицы равны в сущности, славе, силе и вечности, в равной степени обладают всеми Божественными атрибутами и достойны равногопоклонения.
«Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех»(1Кор.12:4-6).
«…попредведениюБогаОтца,приосвященииотДуха,кпослушаниюиокроплениюКровиюИисусаХриста…»(1Пет.1:2).
«Дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его»(Ин.5:23).
Отец, Сын и Дух Святой не являются разными богами, ни разными формами или откровениями одного Бога, но они есть три нераздельно существующие Личности Единого Бога, причём каждая Личность являетсяБогом.
«…ноунасодинБогОтец,изКотороговсе,имыдляНего,иодинГосподьИисусХристос,Которымвсе,имыИм»(1Кор.8:6).
«А о Сыне: «престол Твой, Боже, в век века…»(Евр.1:7).
«…и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его»(Ис.48:16).
Отношения между Личностями Троицы от вечности полны единства, согласия и совершенной любви.
«И нынепрославьМеняТы,Отче,уТебясамогославою,которуюЯимелуТебяпреждебытия мира»(Ин.17:5).
«…потому что возлюбил Меня прежде создания мира»(Ин.17:24).
«Но, чтобы мир знал, что Я люблю Отца…»(Ин.14:31).
«Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец Мой во имя Мое…»(Ин.14:26).
«Он (Дух) прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам»(Ин.16:14).
Каждая из Личностей Троицы имеет Свою особенную роль в сотворении Вселенной и плане искупления человечества.
Относительно ролей Личностей Троицы смотрите в разделах «Бог Отец», «Бог Сын (Иисус Христос)» «Бог Святой Дух»
Отец
Отец – это первая из Личностей Божественной Троицы, Причина всегосуществующего, Владыка всего мира, Который восседает на престоле славы нанебесах.
«…один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас»(Еф.4:6).
«…крестя их во имя Отца и Сына и Духа Святого»(Мф.28:19).
Роль Отца:
Он автор проекта мироздания и Творец.
«Достоин Ты, Господи, приять славу, и честь, и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено»(Отк.4:11).
Он запланировал искупление человечества и предопределил (предназначил) верующим быть детьми Его во Христе Иисусе.
«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Еф.1:3-5; см. такжеРим.8:29-30).
Он послал в мир Своего Сына для спасения человечества.
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную»(Ин.3:16).
«Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов…»(Рим.3:25).
Он послал Духа Святого на землю для завершения искупительного замысла.
«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14:26; см. такжеИн.15:26).
Он управляет историей человечества и всем миром.
«Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей, дает мудрость мудрым и разумение разумным» (Дан.2:21).
«От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию… Ибо мы Им живем и движемся, и существуем…» (Деян.17:26-28).
Предопределил в том смысле, что Бог предназначил нам быть Его детьми, что подразумевает участие свободной воли человека, но не означает, что Он одних отделил для вечного осуждения, а других для вечного спасения. Подробнее о предопределении смотрите в разделе «Спасение».
Иисус Христос Сын Божий
Иисус Христос – это вторая Личность Божественной Троицы, Сын Божий, Который, воплотившись и вочеловечившись, явил нам Бога, раскрыл Его характер и совершил искуплениечеловечества.
«Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его»(Ин.20:31).
«Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил»(Ин.1:18).
Иисус Христос – Бог, Он обладает всеми Божественными атрибутами во всей ихполноте.
«Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная»(1Ин.5:20).
«Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь»(Рим.9:5).
«…Бог явился во плоти»(1Тим.3:16).
«…ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно»(Кол.2:9).
Роль Иисуса Христа, СынаБожьего:
Он сотворил духовный и материальный мир из ничего. Это означает, что Бог сотворил все через Сына Своего ИисусаХриста.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть»(Ин.1:1-3).
«Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол.1:16-17).
«Бог… в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил»(Евр.1:1-2).
Он открыл Бога и Его характер человечеству.
«Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил»(Ин.1:18).
«Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?»(Иоан.14:9).
Он искупил человечество от власти греха, ада исмерти.
«Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились»(1Пет.2:24).
«А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр.2:14,15).
«От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их» (Ос.13:14; см. также Деян.4:12;Отк.1:5).
Он Основатель и Глава Церкви.
«…Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее»(Мф.16:18).
«И Он есть глава тела Церкви»(Кол.1:17-22).
Он Первосвященник Нового Завета, Ходатай за людей предБогом.
«Он есть Ходатай нового завета»(Евр.9:15).
«Но Христос, Первосвященник будущих благ…»(Евр.9:11).
«…а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника»(1Ин.2:1).
Сын рождён от Отца, но несотворён.
«Ибо кому, когда из Ангелов, сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? И еще: «Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном»?» (Евр.1:5)
«Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари»(Кол.1:15).
Рождение означает момент Его воплощения, т.е. пришествия на Землю как Искупителя.
«Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: «и да поклонятся Ему все Ангелы Божии» (Евр.1:6).
«…единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил»(Ин.1:18).
Он явился человечеству в человеческой плоти, родившись через деву Марию при зачатии от Святого Духа, избежав первородного греха, Он был Святым Человеком, не имевшим греховнойприроды.
«И сказал ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; …Дух Святый найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1:30-31,35).
«И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца»(Ин.1:14).
«Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Кор.5:21; см. также Евр.4:15;1Тим.3:16).
Рождение Сына Божьего от Марии не подразумевает, что оно было началом Его существования. Священное Писание представляет Иисуса Христа как Вечного Бога еще до воплощения.
«Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есмь»(Ин.8:58).
Через воплощение Он стал Богочеловеком, соединившим в одной Личности Сына Божия две природы не слитно и неразделимо. Божественную и человеческую, которые не исключали одна другую и не исчезали друг вдруге.
«Сотник, стоящий напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий»(Мк.15:39).
«Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех, и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке; ибо Сам знал, что в человеке»(Ин.2:24-25).
«А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные…» (Евр.2:15; см. также 1Тим.2:5;Лк.7:34).
Воплотившись, Сын Божий на время земной жизни добровольно отказался от использования преимуществ Божественной природы, совершая все силой Духа Святого и подчинив Свою волю Отцу, но оставаясь при этом Богом. Таким образом, Он стал совершенным Человеком, в котором обитала «вся полнота Божества телесно»(Кол.2:9).
«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной»(Фил.2:6-8).
«Говоря: Отче! О, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет»(Лк.22:42).
«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное»(Лук.4:17-19).
Он был распят на кресте, умер и былпогребен.
«И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, адругогопо левую сторону»(Лук.23:33).
«Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был…»(1Кор.15:3-4).
Физическая смерть Сына Божьего была добровольной жертвой за грехи людей и главной целью Его воплощения. Смерть Иисуса Христа на кресте принесла искупление человечеству, а также победу над сатаной. Крестная смерть была завершением Христовых страданий.
«Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но, чтобы послужить и отдать душу свою для искупления многих»(Мк.15:45).
«Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились»(1Пет.2:24).
«А как дети причастны плоти и крови, то и Он воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр.2:14 см. такжеКол.2:15).
«…смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Фил.2:8-10).
«…отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол.2:15).
«…и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти»(Откр.1:18).
При земной жизни Иисус испытал все, что испытывает обычный человек: голод, усталость, боль и смерть, а также состояние отделенности от Бога, однако при этом Он был совершенно праведным и не пережил духовной смерти.
«Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр.4:15).
«В девятом часу возопил Иисус громким голосом: «Элои, Элои! Ламма савахфани?» что значит: «Боже мой, Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мк.15:34).
Он воскрес в физическом теле на третий день, восторжествовав над смертью.
«…воскрес в третий день, по Писанию»(1Кор.15:4).
«…поглощена смерть победою. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа? Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!»(1Кор.15:54-55,57).
Воскресение Христа является доказательством нашего оправдания и гарантией будущего воскресения из мертвого каждого верующего во Христа человека.
«Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего»(Рим.4:25).
«Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею»(1Кор.6:14).
«Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас»(Рим.8:11).
«Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1Фес.4:14).
Он вознёсся к Богу Отцу и воссел по правую руку от Него.
«Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их»(Деян.1:9).
«…воссел одесную престола величия на небесах» (Евр.8:1).
Вознесение Иисуса указывает на то, что Бог принял выполненное Им служение, доказывает, что Он действительно обещанный в Ветхом Завете Спаситель, а также говорит о прославлении Христа.
«Итак Он, быв вознесен десницею Божиею»(Деян.2:33)
«Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян.2:36).
«Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени»(Фил.2:9).
Он придёт на землю второй раз.
«И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо»(Деян.1:10-11).
«Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его»(Отк.22:12).
Несмотря на всевозможные объяснения, Боговоплощение остается для нас непостижимой тайной (1Тим.3:16).
Дух Святой
Дух Святой – это третья Личность Божественной Троицы, посланная Отцом в мир через Сына и исходящая от Отца для совершения искупительного замысла о человеке имире.
«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам»(Иоан.14:26).
«Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь»(2Кор.13:13).
Дух Святой является Личностью, но не Божьей силой или ее олицетворением, так как:
Он обладает всеми атрибутами, присущими личности:
Разумом:
«…ибо Дух все проницает, и глубины Божии. …Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1Кор.2:10-11);
«Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим.8:27).
Чувствами:
«И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления»(Еф.4:30).
Волей:
«Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно»(1Кор.12:11).
«Ибо угодно Святому Духу и нам…»(Деян.15:28).
Он действует как Личность:
«Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам»(Иоан.16:13).
«… и Он (Дух Святой), придя, обличит мир о грехе и о правде, и о суде…»(Иоан.16:8).
«Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их» (Деян.16:6,7; см. такжеДеян.10:19,20).
К Нему относятся как к Личности:
«Но Петр сказал: Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли?»(Деян.5:3).
«Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы»(Деян.7:51).
Дух Святой является Богом во всей полноте и обладает всеми Божественными атрибутами так же, как Отец иСын.
«Но Петр сказал: Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян.5:3,4).
«И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится»(Лук.12:10).
Он Всеведущий.
«А нам Бог открыл [это] Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия»(1Кор.2:10,11).
Он Вездесущий.
«Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя»(Пс.138:7-10).
Он Всемогущий.
«Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь»(Иов.33:4).
Дух Святой послан в мир Отцом через Иисуса Христа как Посредник и имеет непосредственное поручение отОтца.
«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек…»(Иоан.14:16).
«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам»(Иоан.14:26).
«Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Иоан.15:26).
Без служения Христа сошествие Духа Святого было бы невозможным.
«Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам»(Иоан.16:7).
Сошествие Духа Святого в день Пятидесятницы являлось следствием завершенного служения Христа на земле и ознаменовало эпоху новых духовных взаимоотношений Бога со Своим народом.
«Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян.2:33).
«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет»(Иоан.14:16,17).
Роль Духа Святого:
Он принимал участие в сотворении мира, вдыхая жизнь в Божьи творения и придавая творению красоту ивеликолепие.
«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою»(Быт.1:2).
«Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь»(Иов.33:4).
«От духа Его — великолепие неба…» (Иов.26:13; см. такжеПс.32:6).
Он вдохновлял пророков и Апостолов для написания СвященногоПисания.
«Все Писание богодухновенно…»(2Тим.3:16).
«Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым»(2Пет.1:21).
Он участвовал в воплощенииХриста.
«Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго»(Матф.1:18).
«Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лук.1:34,35).
Он завершает Божий планискупления.
«В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела [Его], в похвалу славы Его»(Еф.1:13,14).
Он обличаетмир.
«Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде, и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден»(Иоан.16:7-11).
Он возрождает человека к новой жизни, открывая ему Господа Иисуса Христа, преображая его личность и запечатлевая его Собой в день егоискупления.
«Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух»(Иоан.3:5,6).
«…никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым»(1Кор.12:3).
«Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит…»(1Иоан.5:18).
«И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления»(Еф.4:30).
Он наставляет на Божью истину.
«И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их…»(Неем.9:20).
«Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам»(Иоан.16:13).
Он прославляет Христа.
«Он (Дух Святой) прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам»(Иоан.16:14).
Он исполняет верующего силой и наделяет его дарами для эффективного служения.
«…но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли»(Деян.1:8).
«Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор.12:7-11).
Он созидаетЦерковь.
«Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею»(Деян.20:28).
Он помогает верующим в их духовной жизни, утешая, освящая и взращивая их в меру полного возрастаХристова.
«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам»(Иоан.14:26).
«…при освященииотДуха…» (1Пет.1:2).
«Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор.3:18).
Существуют другие имена Духа Святого, которые глубже отражают ЕгоСущность:
«Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня?»(Деян.5:9).
«…исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу»(1Пет.1:11).
«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины…» (Иоан.14:16,17).
«Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется»(1Пет.4:14).
«…то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?»(Евр.10:29).
«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам»(Иоан.14:26).
«И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис.11:2).
«Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» (Пс.142:10).
Слово «исходит» указывает на духовные отношения Духа Святого с Богом, так же, как слово «родил» (Евр.1:5) говорит об отношениях Отца и Сына.